Равновесие Спецэкспедиция
Навигатор

Вне трасс.

(Доска или лыжи?)

Прошел ровно год после нашего последнего посещения склонов Эльбруса. Эта статья вместила в себя наши соображения и эмоции по этому поводу.
В режиме Freeride.
Ничто не меняется. В то время, когда катание вне трасс (freeride) постепенно становится основой для всей мировой горнолыжной индустрии, и в горнолыжных школах, и в производстве лыж, и в организации курортов и т.п., на курортах России о принципах freeride, в целом, и о технике и "оборудовании", в частности, по-прежнему имеют представление лишь единицы. Поэтому и "принципиальный" спор между "лыжниками" и "досочниками", периодически разгорающийся в горнолыжных тусовках, обречен, как правило, скатиться до пустых эмоций ввиду даже не столько низкого уровня понимания проблемы, а, скорее, отсутствия данной дилеммы как таковой.
Оглядываясь назад, можно вспомнить массовый энтузиазм послевоенного спорта. "Выше, дальше, быстрей" - общая соревновательная эйфория охватывает, в частности, и горнолыжный спорт. Появляются новые национальные герои. В большинстве стран, хоть как-то ассоциирующихся с наличием гор, создаются вертикали горнолыжных школ. При поддержке государства - все-таки национальный престиж - в технологическую битву ввязываются частные корпорации. Прогресс огромен и, наконец, спортивная планка задирается так высоко, что вершины спорта становятся доступными отнюдь не энтузиастам, в свободное от работы время пропадающим на склонах и сражающимся с секундами ради "идеи", а жестким профессионалам, поддерживаемым финансовой мощью транснациональных корпораций. Все. С этого момента для большинства любителей спорт стал зрелищем, дорогим шоу, а для меньшинства - тяжелой работой в системе с жесткими бескомпромиссными законами.
Вот тогда-то и появились бойцы, как правило, бывшие спортсмены, которые ушли от борьбы за тысячные доли секунды на трассах, от миллиметров прохода виражей вокруг ворот. Ушли они в отрыв по нетронутым ратраками склонам, вспенивая девственные просторы накрывающего с головой снега, где один на один с горами, чувствуя стихию и доверяя ей свою жизнь, получали взамен то, что бессмысленно описывать.
Однако, в то время лыжная экипировка, и, в первую очередь, сами лыжи были абсолютно не приспособленными к потребностям "новых" людей. В глубоком снегу и снежной корке, ледяных застругах и в мокрой каше они не позволяли главного - скользить, выписывая скоростные дуги. Появилась так называемая ударная техника, когда лыжник половину времени проводит без контакта со склоном, в воздухе изменяя направление движения. Многие видели "экстремальные" фильмы начала 90-х годов, где на фоне выписывающих огромные плавные дуги сноубордистов прыгающие, как кузнечики, лыжники выглядели явно не в своей стихии.
И молодежь, не отягощенная грузом традиций, мобильно реагирующая на веяния времени, подталкиваемая врожденным чувством протеста и тягой ко всему новому, стала уходить в сноуборд.
В то время, как нормально скоординированному человеку требовалось 2-3 года, чтобы свободно передвигаться на доске за линией вешек, освоение целинной техники будущему лыжнику стоило огромного труда, времени и убитых коленей. Поэтому для большинства любителей, имеющих возможность лишь один, максимум два раза в сезон выехать в горы, freeride казался недоступным, экстремальным видом отдыха, а скорее, даже, спорта.
Настоящая революция произошла во второй половине 90-х годов. В "погоне за прибылью" мировые корпорации пытаются удовлетворить все возрастающую армию фрирайдеров и создают новое мощное оружие - лыжи "новой" геометрии. Хотя, в общем-то, дело даже не в самой геометрии как таковой - многие помнят и ранее не прижившиеся многочисленные эксперименты с геометрией лыж - дело в том, что теперь научный и производственный потенциала ведущих фирм направлен в создание лыж и для Freeride. С интересом наблюдая этот процесс в конце 90-х годов, я заметил как робки и неуверенны были первые шаги в производстве лыж "нового" поколения. В то время, как производство сноубордов росло гигантскими темпами, коллекции лыж отводили новому поколению весьма скромную часть, символизирующую ее эксклюзивность и неуверенность компаний-производителей в рыночном спросе на этот продукт. Но успех пришел и, уверен, он превзошел самые смелые ожидания аналитиков от лыжной индустрии.
Результат не замедлил сказаться. Двухтысячный год зафиксировал, во-первых, кардинальное перераспределение "плотности лыжников" на трассах и вне их, и, во-вторых, новую современную тенденцию, на которую уже нельзя закрывать глаза - это обратный отток молодого поколения от сноуборда к лыжам. Любые передовые тенденции развития находят свою, наиболее прогрессивную часть общества, которая тонко чувствует современное развитие и внедряет эти веяния в общественное сознание, формируя таким образом, новую моду. Законодатели мод по Freeride выбрали своей столицей ШАМОНИ.
Рассматривая Шамони "образца 2001 года", достаточно упомянуть хотя бы три характерные черты, чтобы понять, что будет на остальных курортах через год, а в России, дай Бог, через несколько лет. Во-первых, нет ни одного человека на лыжах "старой геометрии". Во-вторых, значительная часть лыжников катается в шлемах и с рюкзаками - самая простая зашита спины. И, в-третьих, значительное сокращение, по сравнению с 1998 годом, относительного количества сноубордеров на склонах. Сейчас их доля по отношению к лыжникам меньше, чем доля экзотических "телемаркистов" по отношению к сноубордистам.
Итак, не затрагивая особенностей "новой" геометрии лыж, новой техники катания вне трасс, это темы других статей, сейчас можно констатировать: человеку, которому близок дух freeride, который хочет "выйти за флажки", горнолыжная индустрия дает в руки одни тузы. Для любых склонов и любого состояния снега есть и подходящее снаряжение и соответствующая техника. А вопрос "доска или лыжи" сегодня перешел из функциональной проблемы в область культуры и мировоззрения. Каждому свое! Но тот, кто выбрал для себя лыжи, на сегодняшний день обладает гораздо более сложным и трудоемким, но и более тонким, совершенным современным инструментом, который дает своему хозяину больше свободы и лучший контроль одновременно.
И, возвращаясь к началу статьи, давайте попробуем представить себе далекое или близкое будущее, когда мы неизбежно увидим огромную очередь в солнечный день после снегопада к первому девятичасовому вагончику, а не четырех-пяти "отморозков", которые одиноко в нем поднимаются. К двенадцати же мы будем видеть, насколько хватает взгляда вправо и влево изъеденный "жуками-короедами", без единого живого места склон, а не одинокие следы сбоку так называемой трассы к четырем часам вечера. Хотя такая ситуация, конечно, и не может не нравиться любителям фрирайда, когда тебе мешают только собственные следы, но и общий уровень культуры freeride при огромном потенциале наших Гор не может не огорчать.
За Державу обидно.
Новости клуба.